Преподаватели кафедры иностранных языков Московского государственного института физической культуры, спорта и туризма им. Ю.А. Сенкевича (прежнее название МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича) создали шесть томов учебника «Туристское страноведение» для академического бакалавриата и Среднего профессионального образования (2018 - -2020 гг.) объемом 210 а.л. (издательство Юрайт, присвоен гриф УМО), в которых дан анализ зарождения путешествий, средств размещения, а также современное состояние туризма и гостиничного бизнеса в тридцати шести странах Европы, Центральной и Южной Америки, Ближнего Востока, Северной Африки и Японии. Каждая глава учебника – это комплексное исследование исторического пути развития туризма и гостеприимства с позиций культурных традиций, отражения реалий в «путевых заметках», литературных и философских произведениях. За всем, о чем пишут авторы, стоит «человек путешествующий», его туристское поведение строится на базе предшествующего опыта как комплекс гуманитарно-социальных норм и ценностей. Объектом изучения в коллективной работе является культуросозидающая роль туризма, его обоснование как социально-культурного феномена.
Мотивации путешествий сформировали достаточно устойчивые виды туризма, их социокультурное многообразие. По концепции авторов учебника, виды туризма в основном сводятся к культурно-познавательному, лечебно-оздоровительному, экологическому, образовательному, спортивному, агротуризму, ностальгическому, этнографическому, гастрономическому, энотуризму промышленному туризму и др. В отдельных странах, исходя из их географии, истории, традиций, в рамках основных видов туризма существуют и другие, такие как горнолыжный туризм, дайвинг, озерный, пляжный отдых, «темный» туризм. Кроме того, в обиход специалистов туристического бизнеса вводятся новые понятия, например, «контент-туризм», «созерцательный туризм», которые, скорее, можно рассматривать как подвиды туризма.
Одной из особенностей этой работы можно считать толкование проблемы паломничества, которое не является видом религиозного туризма, а предтечей, импульсом, породившим дальнейшее развитие туризма: в прошедшие времена не существовало путешествий в чистом виде, но превалировала сакральная составляющая духовно наполненных хождений.
Эффект «мягкой силы» в туризме, который носит не сиюминутный , а долговременный, отложенный характер, тоже, по мнению авторов, имеет большое значение, поскольку «мягкая сила» способна привлекать посетителей из других стран и направлять их предпочтения. Туризм, наряду с дипломатией, создает базу для расширения влияния «мягкой силы» в виде позитивного восприятия людьми образа посещаемых стран, а широкий арсенал «мягкой силы» способствует развитию туристической отрасли. Материальные и нематериальные явления культуры, их воплощение в традициях, обычаях, социальных нормах, ценностях при разумном использовании могут стать инструментом активного влияния на формирование туристских предпочтений. Концепт «мягкой силы» — это привлекательный способ создания у «чужих» «своих» понятий. В структуре «мягкой силы» в туризме главными составляющими являются общечеловеческие ценности.
Первый том учебника «Туристское страноведение» — «Центральная Европа» — посвящен Германии, Швейцарии, Австрии, Польше и Чехии.
Во втором томе — «Южная Европа» — представлены Португалия, Испания, Греция, Италия, Кипр, Мальта.
Третий том — «Западная Европа. Япония» — посвящен Бельгии, Нидерландам, Франции, Финляндии, Скандинавским странам, Дании, Великобритании, Ирландии и Японии.
Четвертый том охватывает материал по развитию туризма в Турции, странах Ближнего Востока и Северной Африки.
В пятом томе – «Центральная и Южная Европа» -- дается характеристика туристской отрасли Албании, Венгрии, Хорватии, Словении.
Шестой том коллективного учебника «Туристское страноведение» позволяет познакомиться с организацией туристского бизнеса и гостиничного сервиса в Аргентине, Бразилии, Кубе, Мексике, Перу и Чили, принимающих и отправляющих основные туристические потоки в Латинской Америке.
Работа в данном направлении продолжается